Бортовая система регистрации данных и навигационного обеспечения аэрогеофизических работ NAVDAT
NAVDAT представляет собой аппаратно-программный комплекс, включающий в себя
бортовой компьютер (IBM/PC, операционная система Debian GNU/LINUX)
набор дополнительных индикаторов пилота
программное обеспечение
NAVDAT выполняет следующие операции:
Приём информации
Благодаря оригинальной системной организации программное обеспечение NAVDAT позволяет регистрировать данные,
поступающие от всех бортовых источников цифровой информации, практически без ограничений
на скорость их поступления.
Для взаимодействия используются любые стандартные компьютерные интерфейсы.
Контроль данных
Программное обеспечение NAVDAT не только контролирует поступление информации, но и автоматически
анализирует структуру и качество поступающей геофизической информации,
осуществляет автоматический контроль работы геофизического оборудования.
Запись данных
Запись информации производится непрерывно и не зависит от действий оператора или пилота. Целостность записи гарантирована.
Визуализация получаемой информации
Вся получаемая информация отображается на экране компьютера в реальном времени в удобном для оператора виде.
Гибкая структура системы NAVDAT позволяет оперативно выполнять обновления и добавлять поддержку новых
устройств, выпускаемых не только компанией «Геотехнологии», но и другими производителями.
Сегодня в списке поддерживаемого оборудования около 20 различных устройств.
Графическое отображение измеряемых величин
Контроль показаний гиросистемы
Индикатор состояния приборов комплекса
Индикатор работы гамма-спектрометра
Индикатор работы инфракрасного сканера
Контроль работы GPS-приёмника
Подготовка к полёту
При подготовке к работе необходимо задать всего несколько параметров — допустимые значения
боковых и вертикальных уклонений от заданной траектории пути, некоторые динамические характеристики
летательного аппарата и подготовить полётное задание в виде текстового файла — описания списка маршрутов
и географических координат входящих в них точек. Это можно сделать использую программу
Geosoft Oasis Montaj или с помощью специальной процедуры самой программы NAVDAT. Для отработки
пилотом взаимодействия с индикаторами предусмотрен режим эмуляции полёта. Он позволяет по рекомендациям
пилота настроить параметры алгоритма управления и отработать
эргономические особенности его работы до выполнения реальных полётов.
Управление полётом и информационное обеспечение пилота
Программное обеспечение NAVDAT автоматически в реальном времени решает все необходимые штурманские
задачи. Результаты вычислений отображаются на специальных индикаторах в виде подсказок,
позволяющих пилоту выполнять полет точно и без потерь лётного времени. В программе используются
алгоритмы управления, удовлетворяющие самым взыскательным требованиям к качеству следования заданным линиям пути
В процессе съемки система NAVDAT позволяет пилоту легко ориентироваться в районе работ, не отвлекая его от управления полетом и не перегружая лишней графической информацией. Система подсказывает пилоту наилучшую траекторию при переходе с одного маршрута на другой, помогает зайти на входной ориентир с минимальным боковым отклонением и отклонением по курсу.
Панель полётного задания
Панорама пилота
Структура информационного обмена в системе NAVDAT устроена так, что система способна обеспечить
взаимодействие с пилотом, исключающее необходимость участия оператора на борту во время съёмочного полёта.
В этом режиме пилот получает лишь минимальное количество сообщений для принятия решений.
В качестве индикатора пилота может использоваться стандартный планшет/смартфон (Android OS) или портативный телевизор.
Указатель пилота в режиме разворота
Указатель пилота в режиме проводки по маршруту
Качество проводки по маршруту
Один и тот же весьма опытный пилот, один и тот же летательный аппарат (Eurocopter AS350B3), в одних
и тех же ландшафтных и погодных условиях.Между маршрутами — 200 метров.
Проводка в режиме управления по индикатору бокового уклонения, СКО 6 м
Проводка с применением алгоритма проводки NAVDAT, СКО 2 м.
В процессе проводки по маршруту NAVDAT может работать в двух режимах. В первом
варианте система сообщает пилоту текущее значение бокового отклонения от заданной траектории.
Этот режим привычен для многих пилотов, имеющих опыт выполнения съёмочных работ. Второй вариант — пилот
получает необходимые подсказки на основании расчёта прогнозов с учётом текущих параметров движения —
линейной и угловой скорости и курса. Этот режим позволяет
даже пилоту, впервые выполняющему аэрогеофизическую съёмку, обеспечить необходимую точность проводки.